Администрация

Дербентского

сельского поселения

grbderb

Тимашевского района

Краснодарского края 

 

Роль органов прокуратуры в профилактике экстремизма, проявляющегося на национальной и религиозной почве

 1

Экстремизм продолжает оставаться одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому проблема борьбы с ним относится к числу наиважнейших задач государства и правоохранительных органов.

Без социального, национального, межрелигиозного согласия в стране невозможно обеспечить ее процветание и правопорядок, а также спокойствие и уверенность граждан в реальном обеспечении их прав, свобод и законных интересов независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств.

Изучение политической и социально-экономической ситуации в России показывает, что проявления экстремизма обнаруживают себя во всех сферах жизни нашего общества.

В области культуры экстремизм проявляется в пропаганде насилия, жестокости, цинизма, в уничтожении исторических памятников, предметов старины, являющихся национальным достоянием, и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, уровне культуры российских граждан.

В сфере межнациональных отношений экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.

В области религии — в культивировании нетерпимого отношения к верующим других религиозных конфессий, насильственном захвате их культовых сооружений, разжигании националистических и сепаратистских настроений среди верующих, насильственных посягательствах на жизнь, здоровье и конституционные права священнослужителей и верующих других конфессий.

Приведенные разновидности экстремизма редко существуют в чистом виде. Как правило, все они тесно переплетены и взаимосвязаны.

Значительная роль в борьбе с экстремизмом отведена органам прокуратуры. Эта роль реализуется в ходе координационных мероприятий, таких как: организация совместных проверок религиозных и общественных организаций, средств массовой информации; совместные выезды в подчиненные прокуратуры; разработка и реализация межведомственных планов в данном направлении; обсуждение на координационных совещаниях проблемных вопросов и выработка совместных решений.

Важным направлением прокурорской деятельности является своевременный надзор за законностью производства предварительного расследования преступлений, связанных с экстремистской деятельностью.

2

Именно прокурор — должностное лицо, одновременно осуществляющее от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования (ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Как координатор прокурор может способствовать эффективному взаимодействию правоохранительных органов в изобличении организаторов и участников экстремистской деятельности, а также профилактике таких проявлений.

Состояние законности и правопорядка в сфере противодействия экстремистской деятельности во многом определяется ростом международной террористической активности, популяризации радикальной религиозной идеологии через сеть Интернет и другими факторами.

Особую опасность вызывает связь бандподполья с международными террористическими организациями и участие жителей России в вооруженном конфликте на территории Сирийской Арабской Республики.

В ряде случаев лица, получив опыт ведения боевых действий и обладая связями с международными террористическими организациями, по возвращении в Россию примыкают к действующим бандитским формированиям. Высока вероятность их участия в распространении ради­кальной идеологии, вербовке новых членов и создании подпольных экстремистских ячеек, подготовке и совершении террористических актов.

Члены деструктивных организаций активно используют информационно­телекоммуникационную сеть Интернет для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности. Под воздействием экстремистской про­паганды, прежде всего в сети Интернет, молодежь из разных регионов России приобщается к участию в так называемом джихаде. Для целей террористических групп широко используются коммуникационные воз­можности социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», «Фейсбук» и

3

«Твиттер», где создается большое количество страниц и сообществ в целях пополнения рядов незаконных вооруженных формирований (НВФ) и их пособников, ведется активная пропагандистская работа. При этом преобладает и имеет тенденцию к росту количество преступлений, совершенных с использованием сети Интернет. Удельный вес таких деяний в структуре экстремистской преступности в масштабах страны в настоящее время составляет практически две трети.

Таким образом, преступность в указанной сфере характеризуется активной деятельностью объединений, разделяющих радикальные идеологии, вовлечением молодежи в неформальные объединения радикальной направленности, в том числе за счет распространения через сеть Интернет информационных материалов, направленных на разжигание национальной и религиозной нетерпимости.

Особое значение в противодействии экстремистской преступности законодатель отводит вопросам её профилактике.

Законодательством о противодействии экстремизму прокурорам пре­доставлены полномочия по направлению в суд заявлений о признании экстремистскими информационных материалов, призывающих к осущест­влению экстремистской деятельности или оправдывающих ее осуществление. Прокуроры всех субъектов Российской Федерации активно используют эти полномочия.

4.

 

К таким материалам относятся книги и брошюры, аудио- и видеоматериалы, формирующие общественное мнение в сторону нетерпимости к другим на­циям и религиям.

Многочисленные нарушения законов в сети Интернет и их обществен­ная опасность вызвали необходимость внесудебного ограничения доступа к негативной информации.

5

В подавляющем большинстве случаев меры реагирования были направлены на нейтрализацию призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Так, заблокированы сайты, которые осуществляли информационное обеспечение деятельности участников бандформирований, подробно освещали совершаемые ими убийства сотрудников правоохранительных органов и нападения на здания органов власти. Посредством сайтов также распространялись призывы к террористическим актам.

 6

Основные усилия деятельности правоохранительных органов в настоящее время направлены на дальнейшее обеспечение профилактики экстремизма и терроризма, противодействие организованным формам преступности (экстремистским и террористическим сообществам и организациям), пресечение каналов их финансирования, а также воспрепятствование пропаганде преступных идеологий, в том числе осуществляемой с использованием телекоммуникационных сетей.

7

В сложившихся условиях необходимо предотвратить возникновение предпосылок для осуществления иностранными и международными организациями на территории Российской Федерации деятельности, представляющей угрозу основополагающим ценностям Российского государства.

В случае обнаружения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», включая случай поступления уведомления о её распространении от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

8

Предварительное рассмотрение уведомлений о распространении информации с нарушением закона, поступающих в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, осуществляется этими прокуратурами.