Администрация

Дербентского

сельского поселения

grbderb

Тимашевского района

Краснодарского края 

        Хутор представлял собой цепочку хат (1926- 31 двор) вдоль левого берега р. Кирпили. Улиц в современном понятии не было. Извилистая односторонняя улица, хаты становились в удобном расстоянии от реки. Строились группами по три, четыре двора вместе. В этом была определенная выгода: общий колодец, выложенный кирпичом, корыто для поения скота, необходимая помощь соседу на случай пожара и других непредвиденных обстоятельств.
         Дворы не ограждались. Огороды под овощи и картофель отделялись от хутора. Хаты турлучные, крытые камышом. Сараи или турлучные или из досок под одну крышу с хатой, для удобства по уходу за скотом зимой. В сараях обычно содержали стельных коров и жеребых кобыл, остальной скот и рабочие лошади содержались под навесами, крытых соломой или камышом.
         На случай пожара склады под зерно строились отдельно от хозяйских построек, деревянные, крытые железом или черепицей.
         Полы в хатах глинобитные, мазанные коровьим навозом, в сараях – мощенные кирпичом. Стены белены мелом. Потолки в хатах из досок или ровных жердей, покрытые камышом, обмазаны смесью половы и глины. В сараях потолков не было, здесь хранилось сено. Окна одинарные с деревянными дверцами (ставнями) для хранения тепла зимой, летом прохлады. Крыша хат камыш без фронтонов иногда черепица или железо.
         Хата четырехстенок (одна большая комната, перегороженная русской печью) Отопление жилищ: камыш, солома, стебли подсолнуха, хворост, сухой навоз. Мебель в домах из дерева, кровати, диваны жесткие (топчаны), лавки для сидения. На полу и диванах домотканые дорожки. В потолке закреплено кольцо для подвешивания детской колыбели (люльки). В сенях веревка с крючком для подвешивания ведра с водой. Посуда глиняная, чугунки для варки пищи, ложки деревянные.
         В восточном углу хаты икона, завешенная вышитым рушником, лампада.
         Во дворе летняя печь, под открытым навесом из камыша. Колодец, подъем воды через «журавель» -деревянная бадья на два ведра воды, корыто для поения скота. Дом Курганского турлучный, обшит досками, крытый черепицей, под домом подвальное помещение, при доме конюшня.
Дом Лозиснкого кирпичный, крытый железом, под домом подвал. Полы в домах деревянные.
Казаки и иногородние переселившись в хутор принесли с собой обычаи мест прежнего проживания. В 1912 г. в х. Курганском зарегистрировано 3 брака 12 рождений, 4 смерти (сведения приблизительные)
Григорий и Мария Лозинские, Федор и Анна Курганские в церковных книгах Троицкой церкви зарегистрированы в качестве доверенных родителей (по современному крестных) при крещении детей своих работников, что налагало на них большую ответственность за судьбу своих крестников. 
Когда в 1915 г. в одной из семей хуторян умерли почти одновременного родители сиротами осталось семеро детей (старшей было 16 лет) Курганский подарил своей крестнице швейную машинку, что тогда стоило не мало денег.
Федор Курганский, овдовев женился на бедной казачке Науменко. Став барыней, она помогала прислуге управляться по дому, на кухне, по ремонту дома, доила коров.
У второй жены был сын Евгений, Курганский усыновил его, готовил на наследство, для чего поселил его в семью моего деда «для понятия жизни работников» дал ему образование. Е.Науменко окончил Кубанское Александровское училище.
У дома Курганского нищенка оставила годовалую девочку. Он ее удочерил, назвал Вассой, дал образование выдал замуж за сына Лозинского. Курганский был человеком для современников со странностями. Имел голубятню, гонял голубей… Дал разрешение поселится в хуторе басурманину. Калмык поставил на берегу реки кибитку, пас у пана овец. Небывалое жилище вызывало любопытство не только у детей но и у взрослых.
От всех, желающих поселиться в хуторе Курганский требовал характеристики от помещиков с прежних мест проживания, отбирал документы –письменный вид. Хранил у себя при необходимости выдавал справки.
Из харьковской губернии переселилась в хутор красивая черноволосая женщина, внешне похожая на турчанку по фамилии Ганныч с сыном Семеном, муж ее погиб в войне против турок Семен подрос, пришла пора жениться. Курганский толи потерял их документы, толи не хотел искать, выдал справку для церкви на регистрацию брака на имя Чернобабки (сын черной бабки)
Ушли в прошлое люди с их обычаями, нравами, почти не осталось старожилов, которые еще помнят о прошлом. Сравнялись с землей могильные холмики, деревянные кресты превратились в труху. Жители х. Мирного распахали кладбища под огороды.
Долго на высоком берегу р. Кирпили на могиле первого владельца хутора Дмитрия Курганского стоял из белого мрамора памятник. Пока хозяин двора, на огороде которого было кладбище, недолго думая, вырыл яму у наклонившегося памятника, столкнул его, засыпал землей.
По разному сложилась судьба жителей х. Курганского после 1920 г.
Курганский уехал в г. Новороссийск, потом на пароходе за границу.
Мог ли он подумать, что его благие намерения к приемной дочери и сыну будут им во вред.
Евгений Науменко, владевший грамотой, работал в Тимашевском стансовете счетоводом земельного отдела, потом в разных организациях в той же должности. По ложному доносу арестован НКВд в 1940 г., возбужденное против него дело было прекращено в 1942 г. за недостаточностью улик. По состоянию здоровья Е.Науменко не мог вернуться домой и умер в 1943 г.
Васса Курганская с мужем Лозинским высланы в Казахстан . С Лозинским жители хутора встретились случайно в г. Краснодаре. Группа жителей (ходоков) отправились с жалобой на местное начальство. В г. Краснодаре их направили в земельный комитет. Когда вошли в кабинет, то от неожиданности попятились назад: за столом сидел их пан Григорий Лозинский. Пригласил присесть, расспросил о делах в хуторе, обещал помочь. Когда прощались, сказал: «Когда вы ломились ко мне в дверь, я как гостеприимный хозяин не мог вас встретить, ушел через окно. Вы же как вошли в кабинет так и уйдете, я вам не буду препятствовать»